Translate

пʼятниця, 8 лютого 2013 р.

Развитие речи у детей в дошкольном возрасте.

                     

                       РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

                  В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.



    В настоящее время психолого - педагогическое изучение речевых нарушений занимает ведущее место при разработке содержания и методов обучения речи  детей дошкольного возраста. В основу системы специального обучения детей на логопедических занятиях положены психологические закономерности усвоения языка с учетом особенностей детей. 
   Одним из психологических принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которому все психические процессы ( и речь тоже), имеют определенные качественные стадии развития. Существуют сензитивные периоды в которые ребенок особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды. Для развития речи сензитивным периодом является возраст от 1,5 до 3 лет, когда ребенок оказывается наиболее чувствительным к речи.

     Известный советский психолог Л.С. Выготский отмечал, что слишком позднее начало обучения не играет той роли в развитии, какую оно играет тогда, когда происходит в оптимальные сроки и ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение. В сензитивный период закладываются основы речевого поведения , формируется особое языковое чувство. Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом заключается главнейшая роль обучения и развития ( Л.С. Выготский).

     Можно выделить две основные функции речи - общение и обобщение.

   Овладение речью , как средством общения происходит в раннем и дошкольном возрасте.
За короткий период раннего и дошкольного детства ребенок овладевает тремя типами общения:

  • эмоциональное общение - первое полугодие жизни;
  • общение на основе понимания - со второго полугодия жизни;
  • общения на основе речи - с 1,5 - 2 лет.
     Необходимо отметить, что возникновение каждого типа общения не приводит к вытеснению предыдущего. Так, овладевая общением на основе понимания, ребенок первоначально фиксирует взглядом тот предмет, который назван, затем может указать на него( сначала рукой,  а затем пальцем,; сначала показ всего предмета, затем четкое выделение отдельных частей из целого), а потом представить его.

     Своеобразие эмоционального общения заключается в том, что сами дети не стремятся к общению: оно возникает только по инициативе взрослого. Если, склонившись над ребенком , взрослый улыбается, то и ребенок отвечает улыбкой. Овладение эмоциональным общением происходит путем подражания , подражая взрослому ребенок как бы копирует его мимику, чутко реагируя на каждое новое выражения лица об эмоциональном состоянии : боль, радость..         
     По мере развития эмоционального общения у ребенка постепенно возникает желание общаться, сам проявлять инициативу, которое он выражает различными движениями и звуками. 
    Особенность общения на основе понимания состоит в том, что ребенок еще не говорит, но уже выступает в роли собеседника, выражая ответную реакцию мимикой, взглядом. А наличие ответной реакции позволяет нам судить о понимании речи ребенком. Поэтому общение ребенка со взрослым на основе понимания является активным процессом.
    
    При правильном развитии речи ребенок раннего возраста быстро переходит к речевому типу общения.  Сначала у детей появляется непреднамеренная речь, затем - обращенная речь ( по инициативе ребенка), когда ребенок вслед за взрослым употребляет те или иные слова и словосочетания. Это еще не самостоятельная речь, так как ребенок не конструирует высказывание. Наиболее элементарной , но уже самостоятельной речью является ситуативная речь (возникшая по ситуации), но для пояснения своей мысли ребенок широко использует жесты, мимику как в сочетании с указательными местоимениями( там, это, тут), так и без них.

   Взрослому важно предоставить ребенку как можно больше возможностей для полного развития эмоционального общения и общения на основе понимания.
    
Продолжение следует...



       

Немає коментарів:

Дописати коментар